Обычно молодая собака с удовольствием идет в воду и оттуда приносит сначала палку, а позже и утку/Однако встречаются и такие собаки, которые не любят воду, и только после больших усилий и с большим трудом дрессировщику (собаководу) удается преодолеть их неприязнь к воде. К счастью, таких собак не так уж много, можно сказать, что их доля незначительна. Наоборот, больше забот приносят дрессировщику те собаки, которые обожают воду, которых очень трудно выгнать на берег в нужное время. Обучать собаку подавать дичь из воды лучше всего в июле и августе, но можно и в июне и сентябре, если стоит хорошая погода. В дождливую и холодную погоду эту дрессировку лучше отложить.
При обучении основное внимание следует уделить тому, чтобы собака освоилась в воде, чтобы она лучше себя в ней чувствовала и знала, что на воде также можно встретить дичь. Для обучения необходим следующий инвентарь: гладкий ошейник, длинный тренировочный поводок. Кроме того, желательно присутствие помощника, умеющего плавать, или опытной взрослой собаки.
1. На заранее выбранном месте дрессировщик пристегивает длинный тренировочный поводок к ошейнику собаки и идет с ней в воду, пока собака может двигаться по дну. При этом дрессировщик хвалит ее, чешет за ухом и позволяет самой вый-. та на берег.
2. Дрессировщик ведет собаку в воду уже без ошейника и без поводка. Он отпускает ее, затем подзывает к себе, при этом хлопает ладонью по бедру “К ноге!”. Поощряет подбежавшую к нему собаку.
3. Дрессировка ведется так же, как в предыдущем упражнении, только теперь собаку заводят на такую глубину, что она вынуждена плыть и при этом подать из воды палку. Постепенно расстояние для плавания увеличивается до 20—30 м. Следует воспользоваться каждой возможностью, чтобы собака могла
плавать в чистой, желательно проточной воде. Однако будьте осторожны, чтобы это не был водоем со стоячей и загрязненной химическими веществами водой. ''''
4. Дрессировщик вместе с собакой спускается по некрутому берегу к водоему, сажает собаку и на ее глазах забрасывает в воду чучело утки (это может быть и домашняя утка) на такое расстояние, чтобы собака была вынуждена плыть за ней 3—5 м. Дрессировщик снимает с собаки ошейник, через минуту отдает команду “Аппорт!” и показывает направление, в котором была заброшена утка или деревянная рогулька, оснащенная утиными крыльями. Собаку, схватившую брошенный предмет или утку, дрессировщик уже издали сразу же хвалит и подзывает к себе. Одновременно он уходит от берега и, когда собака догоняет его, старается ее посадить поднятым пальцем и командой “Сидеть!”. Приказывая “Держать!”, дрессировщик тянется рукой к утке, но сразу же отдергивает руку, чтобы собака не привыкла бросать птицу раньше времени. Через 5—10 сек он отдает команду “Дай!” и забирает утку. Только отдав утку, собака может стряхнуть с себя воду.
5. Расстояние, на которое бросают предмет или утку, увеличивают настолько, чтобы собака была вынуждена идти в глубокую воду, взять поноску и плыть с ней обратно.
6. Обучение проводят в разных местах в один и тот же день, но при этом выбирают берега с более крутым спуском к воде. .
7. Живой утке подрезают перья на крыльях и выпускают ее • в негустые заросли тростника. Место выпуска отмечают выдернутыми перьям и. Собака должна найти утку, выгнать ее на открытую водную гладь. Здесь, при попытке утки взлететь, дрессировщик должен подстрелить ее. По команде “Аппорт!” собака обязана вынести раненую утку из глубокой воды и по всем правилам подать ее дрессировщику.
8. Дрессировщик с собакой на этот раз приходит к водоему с дикими утками и пускает собаку свободно, направляя ее бесшумной командой—жестом руки. На случай, если не удастся подстрелить утку или собака не сможет найти подранка, у дрессировщика должна быть с собой отстрелянная утка, которую он подкладывает на пути возвращения собаки, чтобы она, выйдя из воды, нашла ее.
В период обучения очень важно успешное окончание каждой работы собаки. Если собака не возьмет подранка на воде, ее сразу же отзывают, пристегивают длинный тренировочный поводок и на берегу отрабатывают еще раз прием поноски. Затем это повторяют в воде. Если собака, выходя из воды, отряхнется раньше, чем подаст дичь, дрессировщик должен это учесть. В следующий раз сразу же надо быстро уходить от берега, что- • бы собака не смогла остановиться, выйдя из воды, а бежала бы за ним и у нее не было бы возможности отряхнуться прежде, чем он успеет взять у нее дичь.
Собаке, которая кружит около того места, где нырнула утка, и не знает, что делать дальше, дрессировщик подает сигнал свистком и указывает ей направление. Некоторые собаки способны уловить след подранка и на совершенно чистой воде без зарослей тростника, что свидетельствует об очень тонком их чутье.
Отправляя собаку в воду, всякий раз необходимо снять с нее ошейник, так как во время работы она может им зацепиться за что-нибудь и погибнуть.
Дрессировщик допускает ошибку, позволяя собаке “выплюнуть” подстреленную утку до команды “Дай!”. В таких случаях утка может легко убежать и скрыться в зарослях тростника. Из-за этой непоследовательности на испытаниях собак в дисциплине “Подача из воды” оценка работы собаки снижается на одну ступень. Ошибку допускает и тот, кто в процессе дрессировки бросает в воду только палку. Выдрессированная таким способом собака позже вместо того, чтобы тщательно искать подранка на воде, начнет вытаскивать из воды и приносить охотнику всякие плавающие куски дерева. За такую работу собака не заслуживает похвалы. Неправильно также поступает дрессировщик, заставляющий собаку работать только на чистой воде, без тростника. В дальнейшем такая собака будет работать в воде, используя только зрение, вместо того, чтобы применять в поиске подранка и чутье. Аналогичную ошибку совершает тот дрессировщик, который обучает собаку работать исключительно против ветра. Собака, привыкшая к такой работе на воде, не сможет работать в зарослях, особенно если не сможет чутьем уловить запах пернатой дичи. При заморозках собака может работать в воде лишь в исключительных случаях.
После работы в воде собаку надо тщательно вытереть и дать ей возможность согреться в движении. Кроме того, надо насухо протереть ей уши, удалив из них воду, которая часто вызывает воспаление уха. В высшей степени безответственно поступает владелец, который мокрую собаку сразу сажает в машину и увозит домой, а там помещает ее в будку.
При обучении собаки, упорно не желающей работать в воде, большую помощь дрессировщику может оказать устройство, называемое pater-noster, т. е. бесконечный шнур, концы которого . связаны и который пропускается через металлическое кольцо (диаметром 70—80 мм), прикрепленное на противоположном берегу к забитому в землю колышку или к дереву. Длина шнура должна в 2 раза превышать расстояние до противоположного берега: чем дальше противоположный берег, тем длиннее должен быть шнур. Собаку пристегивают поводком к этому шнуру и бросают предмет приблизительно до середины водоема, а когда она схватит этот предмет, ей подают сигнал свистком. Расстояние, на которое забрасывают предмет, постепенно увеличивают вплоть до противоположного берега. Всякий раз, как только собака схватывает предмет, ее подзывают свистком. Если она не желает возвращаться, тянут за этот шнур, которым можно свободно манипулировать. Через неделю место дрессировки меняют.
Р. Красула "Норные собаки"
http://gladkiyfox.narod.ru/index.html
|