|
ОБУЧЕНИЕ СОБАКИ ПОДАЧЕ ГОЛОСА
|
Собаку очень рано начинают учить подавать голос по команде “Голос!”. Делается это во время игры, когда дрессировщик, наблюдая за ней, отмечает, что чрезмерно раздразнило щенка и на что он реагирует лаем. Обычно щенок лает, когда увидит какой-нибудь кусок тряпки, шкуры, тряпочку, привязанную к шпагату, мячик для пинг-понга или тенниса, и, наконец, лает когда трогают его миску для еды. Кроме того, щенок реагирует лаем на различные раздражители, которые беспокоят его. Дрессировщик должен пользоваться каждым из перечисленных случаев и связать с командой “Голос!”. Особенно хорошо для этой цели воспользоваться моментом, когда собаке дают лакомство, добиваясь от нее подачи голоса.
При этом следует сохранять чувство меры. Как только дрессировщик заметит, что у щенка пропало настроение лаять, нет смысла заставлять его это делать. Каждая собака в конце концов научится подавать голос по команде, однако стимулы при обучении могут быть различными. Невозможно, да и неправильно использовать один и тот же метод при обучении подаче голоса по команде. Многое можно использовать при дрессировке этой дисциплины. Например, моей собаке Арго стоило только показать рога муфлона, как она начинала лаять. Каждый раз показывая рога муфлона, я сразу же поднимал ладонь (как сигнал к подаче голоса), и вскоре достаточно было только поднять ладонь и скомандовать “Голос!”, как собака начинала лаять. На другую, более упрямую собаку подобным образом действовала точилка для безопасной бритвы.
Следовательно, необходимо проследить и определить для каждой конкретной собаки, на что она реагирует лаем, и связать это с командой “Голос!”. Постепенно это настолько войдет в привычку собаки, что достаточно ей будет только увидеть шкуру кабана или поднятую ладонь, и она начнет лаять. При обучении подаче голоса в охотугодьях очень хорошо помогают ежик или взобравшаяся на дерево кошка. Возможных вариантов очень много, трудно их все перечислить, так как они зависят от условий, в которых проводится дрессировка, от .возможностей и способностей собаки. Следует подчеркнуть одно очень важное обстоятельство: обучение подаче голоса необходимо проводить ежедневно, хотя бы по минуте, и успех будет гарантирован.
Подача голоса на шкуру. 1. Дрессировку начинают во дворе или в саду. Заранее на определенном месте кладут кабанью шкуру, а затем подводят к ней собаку на поводке. Дрессировщик берет шкуру в руки и командует “Голос!”. Собака, уже привыкшая к этой команде, как правило, выполняет ее. За это дрессировщик ее хвалит и сразу же уводит от шкуры. Через не-, которое время дрессировщик вновь берет шкуру кабана в руки, крутит ею в воздухе и поощряет собаку к подаче голоса, а после этого ее хвалит. Любую попытку собаки вцепиться в шкуру дрессировщик пресекает.
2. На этом этапе дрессировки к кабаньей шкуре привязывают тонкий, но крепкий шнурок, конец которого держит в руках спрятавшийся в укрытии помощник. С собакой на поводке дрессировщик приближается к шкуре. В это время помощник медленно тянет за шнурок, шкура на глазах собаки движется и тем самым раззадоривает ее, а дрессировщик одновременно подбадривает собаку командой “Голос!” и хвалит ее. Если собака пытается прыгнуть и вцепиться зубами в шкуру, помощник вновь подтягивает ее к себе, а дрессировщик еще раз командует “Голос!” и бежит с собакой за движущейся шкурой, останавливается и позволяет собаке лаять на нее. За проделанную хотя и не так хорошо, как требовалось, работу дрессировщик хвалит собаку и дает ей лакомство.
При ежедневном повторении этого упражнения уже через неделю собака при .виде кабаньей шкуры начинает лаять. Вполне понятно, что ''при этом собака вновь будет пытаться вцепиться в шкуру и драть ее, если ей удастся, чтобы выместить на ней всю свою злость. Однако эту наклонность, столь естественную для собаки, следует терпеливо и последовательно ограничивать. С другой стороны, обучение такому приему требует от дрессировщика, чтобы он часто хвалил, поддерживал и подбадривал собаку. Работу можно сделать для собаки более интересной,., “зажигательной”, следует лишь часто менять место и ситуацию, но не сразу после первого упражнения, а после того, как собака научится отличать шкуру кабана от шкуры косули и будет выполнять команду “Голос!”.
3. Усложнение данной дрессировки состоит в том, что помощник прячет шкуру то в одном, то в другом месте, и при этом собака не должна его видеть. Дрессировщик пристегивает к ошейнику собаки короткий поводок и идет с ней по следу, оставленному шкурой. Затем он отводит собаку в тихое место и укладывает ее там, а сам идет к шкуре и приносит ее. Если . собака, увидев кабанью шкуру, без команды дрессировщика начинает сама лаять, можно переходить к следующему этапу или упражнению. Спрятавшийся помощник при приближении собаки осторожно тянет шкуру в свою сторону. Дрессировщик, подбадривая собаку к преследованию шкуры, отдает команду “Голос!”. Тем самым он как бы разрешает собаке бежать за шкурой, но как только она попытается вцепиться в нее зубами, резко придерживает, натянув поводок, и вновь подбадривает командой “Голос!”, приветливо при этом приговаривая.
К собаке, остающейся молчаливой при обучении подаче голоса на кабанью шкуру, можно применить и принудительный метод. Иногда бывает достаточно ущипнуть собаку или наступить ей на лапу. Как только при этом она хотя бы слабо, жалобно взлает, сразу же надо ее похвалить и вновь скомандовать “Голос!”.
На собаку, которая все же не желает лаять, надевают гладкий ошейник и пристегивают ее к шкуре косули цепочкой, обтянутой кожей. Дрессировщик уходит от собак и прячется в укрытии. Пройдет немного времени, и собака сначала начнет ерзать и вертеться, затем скулить и, наконец, от одиночества— выть. Сразу же после этого дрессировщик выходит из укрытия,. подходит к собаке, гладит и подбадривает ее командой “Голос, Голос!”. После этого он освобождает собаку, отстегивает от шкуры. Постепенно дрессировщик приучает собаку находить шкуру косули или кабана уже на большом расстоянии и оставляет собаку долго лаять там. Очень помогает при дрессировке кабанья шкура, подвешенная на дерево так, чтобы собака не могла ее достать, даже если будет подпрыгивать. Обучение подаче голоса следует проводить раз в неделю.
Подача голоса около отстрелянной дичи или подранка. Собака, найдя отстрелянную дичь или подранка, должна подавать голос до тех пор, пока к ней не придет дрессировщик. Для обучения этому нужен инвентарь: специальный ошейник и поводок, предназначенные для работы по кровяному следу, миска для еды собаки, шкура косули или кабана, кровь. Необходимо также присутствие помощника. Заранее надо приготовить укрытие, или скрадок, для наблюдения. Собака должна уже знать и выполнять команды “Голос!”, “Подай голос!”.
1. В предназначенное для кормления время дрессировщик держит миску с едой, отдавая команду “Голос!”. Собака пытается достать до миски, но безуспешно. Обычно в такой ситуа-• ции собака начинает выражать свое недовольство громким лаем. За это дрессировщик ее хвалит, гладит и подбадривает командой “Голос!” и “Подай голос!”. Одновременно при этом он подает ей бесшумный сигнал, подняв ладонь, а затем вознаграждает собаку едой.
2. Дрессировка проводится, как в предыдущем упражнении, только дрессировщик кладет у своих ног шкуру так, чтобы собака оказалась за ней и оттуда лаяла на миску с едой. Таким образом незаметно будет заменен предмет, вызывающий раздражение, т. е. миска будет заменена шкурой.
3. Отрабатывается второй этап дрессировки, при этом изменяется только ее место. Для этого лучше всего подходят опушка леса, сад или луг. Прежде чем пустить собаку к корму, она должна оставаться на месте и подавать голос хотя бы минуту. 4. Это упражнение отрабатывается на том же месте, только продолжительность урока увеличивается до нескольких минут. Хотя этот этап дрессировки проводится при помощи миски, на этот раз она будет пустой, а в качестве поощрения за хорошую подачу голоса собаке на шкуру косули кладут лакомство.
5. Собака без миски для еды по команде “Голос!” должна подавать голос хотя бы с минуту. При этом собаку хвалят и дают лакомство.
6. Собаку укладывают и привязывают к дереву, столбу или колышку и недалеко от нее кладут шкуру. Дрессировщик отходит на расстояние около 10 м и оттуда командует “Голос!”. После хорошей подачи голоса дрессировщик приближается к собаке на расстояние трех-четырех шагов и вновь поощряет собаку к лаю. Затем медленно подходит к собаке и дает ей лакомство.
7. Повторяют 6-е упражнение. При этом также привязывают собаку, а дрессировщик прячется в укрытие и оттуда отдает команду “Голос!”. Дальше дрессировка проходит как в 5-м упражнении.
8. Урок проводится как в предыдущей части, но собаку не. привязывают, а оставляют свободной.
9. Дрессировку проводят на том месте, где уложена шкура косули. На этот раз собаку посылают к шкуре с расстояния около 10 м от нее, подавая собаке бесшумный сигнал рукой “К косуле! Голос!”. Собака должна остановиться за найденной шкурой и оттуда долго лаять. Для собаки остановка за шкурой равноценна приказу “Голос!”. Неоднократное повторение подачи голоса за шкурой (дичью) приводит к тому, что у собаки происходит как бы замена звукового раздражителя зрительным. Собака должна непрерывно подавать голос, пока к дичи не подойдет дрессировщик. Продолжительность подачи голоса постепенно увеличивается от урока к уроку (от 1 до 10 мин). Каждый раз необходимо собаку хвалить и давать ей лакомство.
10. Дрессировка проходит так же, как в предыдущем упражнении, только на большем расстоянии.
11. С увеличением расстояния собака уже не видит шкуру, поэтому она вынуждена идти по следу ведущего или по следу потаска прямо к дичи. Помощник прячется против ветра, но так, чтобы можно было наблюдать за дичью и, .если необходимо, вовремя вмешаться, воздействовать на поведение собаки около дичи.
12. На этот раз дрессировку усложняют небольшими отклонениями от основного направления пути к шкуре (дичи), а позже и отвлекающими следами.
13. Дрессировка начинается на расстоянии 200 м от уложенной шкуры, по окропленному кровью следу. Первые 100 м дрессировщик ведет собаку на специальном поводке, предназначенном для работы собаки на кровяном следу, и только потом поводок отстегивают и собаку пускают свободно на этот след.
14. Собаку тренируют на этот раз на свежих, окропленных кровью следах, когда раненый зверь погибает, отойдя на небольшое расстояние. Собаку спускают на след в месте ранения зверя (в месте так называемого подстрела), наблюдают за ней, а в случае необходимости исправляют ее поведение.
15. Урок на этот раз проводится в охотугодье, если есть надежда найти подранка, что в свою очередь можно определить на основании поведения животного после задевшего его выстрела. Пуская собаку на кровяной след, сначала ее ведут на специальном поводке, предназначенном для работы на таком следу. В том месте, откуда собака уже может видеть подранка, ее спускают с поводка, чтобы она самостоятельно дошла до него и оттуда уже подавала голос. Если видимость плохая или расстояние до лежащего подранка небольшое, дрессировщик отводит собаку назад так, чтобы расстояние от места спуска собаки на след к подранку было равно приблизительно 50 м. При последующих уроках расстояние это увеличивается. После 10— 15 мин, в течение которых собака подает голос, дрессировщик направляется к собаке и еще издали ее поощряет (“Хорошая моя собачка!”, “Подай голос!”) и дает ей лакомство.
16. По команде “Вперед!” и “Искать!” дрессировщик посылает собаку на самостоятельный поиск в специально выбранном участке леса, где заранее была уложена шкура или добытая дичь. Необходимо участие помощника, который спрячется вблизи шкуры или добытой дичи, чтобы наблюдать за поведением собаки и в случае необходимости сразу же вмешаться и направить поведение собаки.
Р. Красула "Норные собаки"
http://gladkiyfox.narod.ru/index.html
|