СЛЕД ВЕДУЩЕГО

Некоторые считают, что вполне достаточно для отработки приема, если собака, отбежав куда-то в сторону, вскоре возвращается. Как правило, молодая собака ищет своего дрессировщика или хозяина свободно, т. е. используя при поиске ветер, свою врожденную способность к ориентации, а не идет по его следу. На испытаниях собак автор неоднократно убеждался, что очень редко собаки шли по следу своего ведущего все 200 м, особенно если на их пути были два-три резких поворота от прямого следа. При первом же повороте собака сходила со следа и поиск заканчивала произвольно, верхним чутьем, по ветру. При специальном усложнении следа ведущего отвлекающим следом постороннего человека собака обычно шла по ложному следу, но через некоторое время начинала искать своего ведущего произвольно, используя ветер. Такая импровизация в работе собаки нежелательна. Если нужно научить собаку ходить по своему следу для практического использования этого качества в дальнейшем, необходимо ее готовить целенаправленно с раннего возраста.

Если собака уже умеет легко находить и с радостью приносить предметы, то не составит большого труда предложить ей, чтобы она вернулась по следу дрессировщика и нашла утерянный им предмет. Дрессировщик вместе с собакой отправляется на прогулку подальше от дороги. На определенном месте он “теряет” носовой платок, идет дальше еще 10—20 шагов, останавливается и отдает команду “Потерял!”, “Искать!” (в оригинале дословно: “Ищи, потерял!”). Собака, поощренная командой, бросается обратно и быстро находит белеющий на траве носовой платок, хватает его и весело бежит к дрессировщику, даже не пользуясь при этом чутьем.

2. Постепенно расстояние поиска увеличивается до 100 м и более, чтобы собака не могла глазами отыскать “утерянный” предмет. Теперь ей приходится использовать свое чутье, особенно в том случае, если ведущий 2—3 раза резко свернет с прямолинейного пути. В процессе дрессировки ситуация для собаки еще больше усложняется: ведущий, проходя через луг, резко сворачивает и под прямым углом идет к дороге. Все это делается с учетом преобладающего направления ветра. Ситуация во все возрастающей степени усложняется. Если собака возвращается к дрессировщику без носового платка, он ее посылает обратно. Если же она снова вернется без платка, дрессировщик пристегивает тренировочный поводок и по команде “Потерял!”, “ИскаТь''”, тихо подбадривая собаку, направляет ее на правильный след и отпускает. В таком случае собака обычно выполняет требование дрессировщика. После двух-трехразового повторения этого упражнения собака перестанет пользоваться зрением и ориентируется уже на следу чутьем.

В начале дрессировки следует избегать больших расстояний, так как собака прежде всего должна понять, что требует от нее этой командой дрессировщик, и только когда уверенно будет ее выполнять, можно усложнять задачу. Расстояние увеличивают сначала с 15 до 50 м, наконец, до 300 м. При этом предметы (носовой платок, ножик, шляпа, перчатки) постоянно чередуют. При этом надо учитывать, что прежде, чем послать собаку искать новый для нее предмет, следует его ей показать, а при дрессировке его “потерять” так, чтобы можно было его легко найти, если собака пройдет мимо и не заметит предмета.

3. На этом этапе дрессировки ведущий уже идет не по дороге или тропинке, а как попало: через лес, луг, поле и всюду учит собаку искать “утерянный” предмет ''и приносить его обратно дрессировщику по его следу.

4. Когда собака уже научилась хорошо приносить “утерянный” предмет, легко научить ее таким же способом приносить какую-нибудь отстрелянную мелкую дичь. Дрессировку с дичью. начинают так же, как и уроки с предметом. Сначала ее проводят в местах, где предполагается, что след ведущего не пересечет какой-нибудь зверь и не отвлечет собаку на свой лад. Только когда собака хорошо усвоит этот прием, можно будет перенести дрессировку в охотугодье с обилием дичи. Собаке, не справляющейся со сложным упражнением, нужно сразу же дать более легкое, чтобы вернуть ей уверенность в собственных силах. Случается такое обычно на следу, который резко сворачивает под прямым углом. Поэтому собаку заранее приучают к поворотам с прямолинейного следа, но эти повороты и отклонения четко отмечают чем-нибудь, чтобы легче было контролировать работу собаки. Когда она научится преодолевать все сложности следа и решать все ребусы, возникающие на следу, дрессировку усложняют тем, что удлиняют время, когда собаку спускают на обратный след.

Дрессировщик (собаковод), приехав в охотугодье, должен найти определенное место для, ориентации собаки на случай, если она потеряет его. Это может быть домик лесника, охотничий домик, дорога, где оставлена машина при входе в охотугодье. Дрессировщик, выйдя вместе с собакой из автомашины, должен приготовить в тихом месте место для собаки, положить там подстилку и уложить на нее собаку на короткое время. Если собака во время охоты и поиска подранка потеряется, она обычно по своему следу возвращается назад. Если же охотника (собаковода) в охотугодье застигнет ночь, то почти с уверенностью можно сказать, что на другой день он найдет свою собаку на этом отведенном для нее месте.

Р. Красула "Норные собаки"


http://gladkiyfox.narod.ru/index.html

Используются технологии uCoz
Рейтинг MS ТОП-100 Skidki.Com.Ru Скидки для всех!